Несколько слов, посвященных фильму "Сказка про темноту"

Смотрел ночью (28.05.2011) "Закрытый показ" от Гордона, на котором обсуждался фильм Николая Хомерики "Сказка про темноту". В целом был поражён тем, насколько слепы и глухи наши медийные персоны. Все дальнейшие рассуждения базируются на гипотезе о том, что хотел сказать режиссёр, поэтому это исключительно моё, ни на что не претендующее мнение. Оно может с авторским замыслом не иметь ничего общего.

Для начала несколько наблюдений: а) фильм здорово раздразнил и раздражил женщин, высказывающих о нем мнение на передаче Гордона; б) никак не могли договориться о жанре, соответствует он ли заявленному в названии или нет; в) фильм труден не то что бы для восприятия, а для мгновенного воплощения оного в слова для высказывания.

Я не знаю, что хотел сказать режиссёр, знаю только что сам вынес из авторского послания, но моя гипотеза в целом снимает все вопросы, поднятые Гордоном на передаче и примиряет все позиции, поэтому я эту гипотезу принимаю в соответствии с принципом Оккама. Исходя из концепции могу ответить на вопросы, по которым не сложилось однозначного мнения. Соответствует ли содержание произведения заявленному жанру? Да, соответствует. Только это не просто сказка, а сказка-притча. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Именно молодцам. Раздражённые женщины просто не оценили послания, потому что оно не для них, не им адресовано. Является ли фильм актуальным, современным и про нас ли? Да, является, да, про нас.

В чём проблема? Люди, обсуждающие фильм, в некотором смысле стали жертвами контекста передачи, который, если можно так выразиться, есть постмодерн внутри постмодерновой темы. И, кстати, не факт, что автор текста Александр Родионов имел в виду тоже самое, что и Хомерики.

Теперь гипотеза. Фильм - это режиссёрский месседж современному российскому человечеству, а точнее, мужской его половине, об одиночестве. Но не о личностном одиночестве, а о гендерном. Об одиночестве полов. О том, что женщина не может реализоваться во всей полноте без небом назначенной половинки. О том, что крик о поиске этой половинки падает в пустоту, в чёрную дыру. О том, что с той стороны некому отвечать. Почему? ответ тоже в фильме.

- "У меня нет мужа."
- "Что, мужики все дураки?"

Да, отвечает нам режиссёр. И дураки, и сволочные ублюдки ещё помимо этого. И трусы. В достаточно большой своей массе. Если это послание услышать, всё встаёт на свои места. И, как и положено настоящей притче, фильм ставит диагноз и указывает направление излечения. Мужики, если вы не осознаете указанного статуса, и не станете предпринимать специальных усилий для изменения его, вы тоже обречены на гендерное одиночество, пусть даже и будучи женатыми, благо это дело нехитрое в современных условиях.

Вот собственно и всё. Нервным и женщинам лучше не смотреть. Фильм приятных ощущений не вызывает, как и почти всякое настоящее лечение, например, лечение болезней зубов.

После написания этого микротекста погуглил по рецензиям на фильм, да, друзья, это поистине безнадежно! Из ситуации "умному достаточно" такой мути нагнать...